Опубликовано admin - ср, 04/28/2021 - 12:36

В понедельник в районном краеведческом музее открылась выставка работ наших земляков - Сергея Кулагина и Николая Толстова "Родные сердцу уголки природы". На открытии присутствовали работники районного Дома культуры и детского сада "Снежинка".
Перед началом открытия выставки еще есть время и оба приглашенных обсуждают картины других авторов, выставленные в музее. Я спрашиваю у Сергея Ивановича, чем рисовать картины легче: красками или карандашом. Он объясняет мне, что рисунок карандашом выполняется в нескольких плоскостях, что для обучения рисунку надо начинать с карандаша.
Работы этих двух художников дополняют друг друга, ведь они посвящены нашей родной природе. Николай Львович Толстов выставил четыре картины по временам года:
- Главное в работе - мотив и настроение. Вот, например? сквер памяти Петра Круглова. Вроде бы обычное место, а сколько в нем красоты! Снег, сугробы, светит неяркое зимнее солнце, по тропинке скачут любопытные сороки. Готова картина, но всегда хочется чего-нибудь к ней добавить. Как говорят, отличное - враг хорошего, так что надо уметь вовремя остановиться. Все мои работы написаны с натуры, все места узнаваемы: Дунькина роща, Чумыш, Ульяновский пруд. Картина с изображением Чумыша написана в 2007 году на отрезке ДВП, сейчас это именуется модным словом "оргалит". Места в доме ей не нашлось, вот и висит она столько лет на веранде и никакие перепады температуры и смена времен года никак не повлияли на цвет красок.
Никаких "академиев" я не кончал, просто смотрел как дядька рисует, потом сам помаленьку начал пробовать. Александр Петрович Дегтярев говорит: "Вам-то намного легче: что не понравилось на картине - можно замазать и по новой сделать, а фотографию ничем не исправишь". Главное - ухватить момент, написать нашу природу так, чтобы люди поверили, узнали наши окрестности.
Рассказ Н.Л. Толстова дополняет С.И. Кулагин:
- Бывает, что я долго запрягаю, долго настраиваюсь на работу, но под настроение делаю ее быстро. Над "Вечером" работал неделю, а "Родину отца" написал за один вечер. На этой картине изображены колонковские поля, памятные моему отцу. Иногда пишу по фотографии. Были в Горном Алтае, а там куда ни глянь - готовая картина! "Дождливый день" написан на Катуни. Это такое непередаваемое чувство: плотный туман тихонько поднимается от реки, достигает верхушек деревьев и уносится ветром. Мои картины отражают мое отношение к природе. В любом, самом простом ее уголке можно найти красоту.
Пишу я и портреты, карандашом и красками. Делал портреты наших ветеранов и участников войны М.К. Зенкова, Н.М. Макарова, А.Н. Соснина, супругов Кречетовых - подарил заказчикам. Сейчас у меня готов портрет карандашом В.С. Габова, совсем "свеженький", в субботу я его закончил. Подарю ему на юбилей, сюрпризом.
Бывает, что в готовую картину, хоть в свою, хоть в чужую хочется что-нибудь добавить. Вот, например, какой Ульяновский пруд  у Толстова без рыбака? И костерок туда просится.
Один из посетителей выставки добавляет: "А вот эта лесина через ложбинку уже гнилая, ее бы можно на дрова". Так, с комментариями и подначиваниями друг друга продолжается встреча с прекрасным. Многим, в том числе и мне, понравилась картина С. Кулагина "Дождливый день". От нее так и веет прохладой, сыростью и ненастьем. По-моему, можно даже ощутить запах прелых листьев и грибов, растущих под ними, но на берегу Катуни грибы не растут.
Посетители с удовольствием посмотрели картины и пообещали посетить выставку еще раз, уже со своими друзьями и знакомыми.

музеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузеймузей
Ирина Беськаева.
 

Материал